Французская готика

 

Редакция автора от 30.XII.1999

Франция была не только родиной готики. Французские соборы богаче, чем любые другие, украшены скульптурой и размещение её более продумано, витражи её церквей не только больше, но и роль их несравнима с витражами в других странах: они последовательно развивали дидактическую программу и были органической составной украшения храма. В XIV в. Париж становится признанным европейским центром изготовления миниатюры. В той или иной мере влияние искусства Франции сказалось на всём развитии европейской готики.
Чудесным образом оказался Шартрский собор сохранённым почти в первозданном виде. Мы уже говорили об этом соборе в связи с сохранившимся здесь замечательным позднероманским Королевским порталом с «висячими» фигурами. В этом соборе впервые зодчий заранее предусмотрел установку аркбутанов. Внутренность собора кажется широкой и свободной, центральный неф опоясывают две полосы: тёмная — трифория — и светлая — даже сверкающая — оконных проёмов. Крупные розы над сдвоенными окнами властно привлекают внимание. В среднем эти розы имеют пять метров в диаметре и помещены на предельной высоте, в тени свода. «Эти огромные круги света, эти огненные колёса, которые мечут молнии, одна из причин красоты Шартрского собора», — говорил Маль. Шартрский собор — единственный, сохранивший почти в целости свои витражи. В нём царит особая цветовая и световая атмосфера, меняющая в зависимости от погоды, времени года и часа дня. Автор специальной работы о витражах Шартра Жан Вийет писал: когда «солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушёванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели. В серую погоду вся церковь наполняется голубоватыми мерцаниями, придающими большую глубину перспективе, сводам — больше таинственности». Когда во время второй мировой войны витражи были сняты, собор оказался залитым светом. Розы трансепта ещё больше — их диаметр 13 м 35 см. Стёкла в них значительно крупнее, а узор крайне разнообразен.
Изготовление витражей всегда стоило дорого, они всегда были драгоценным даром жертвователя, волей которого определялась и тема изображения. Пожертвования проводились в разное время, потому нельзя было и думать о единстве красочной гармонии, но единство красочной гаммы, может быть и не было столь необходимо, ибо окна расположены достаточно далеко друг от друга и разнообразие могло лишь усилить богатства впечатления.
К 1220 г. весь храм покрыли сводами; трансепт, хор с обходной галереей и капеллами, вероятно, были возведены между 1200 и 1230 гг. Долгое строительство не помешало единству и законченности внешнего и внутреннего облика Шартрского собора.
Шартрский собор строился из очень прочного песчаника, добывавшегося в каменоломнях в 8 км от Шартра. Некоторые камни в нижних частях достигают двух-трёх метров длины и одного метра высоты.
Западный фасад начал строиться в XII в. Роза — относится к началу XIII в. Центральную часть фасада венчает галерея королей начала XIV в. Северная башня построена немного раньше южной, а стрела над ней относится к началу XVI в. Очень интересна облицовка стен верхнего этажа южного портала поставленными близко одна к другой колонками, создающими впечатление вибрирующей поверхности (Страсбург).
В течение всего времени, пока собор строился, неустанно трудились и скульптурные мастерские.
Шартрский «Королевский портал» остался памятником того почти волшебного перелома, который произошёл в скульптуре в раннеготическую эпоху. Мы уже говорили об исключительно талантливом мастере, вдохнувшим жизнь в каменные изображения. Такое начало требовало соответствия от мастеров, продолжавших скульптурное убранство собора. В северном портале находится знаменитая группа «Встреча Марии с Елизаветой» (Евангельский сюжет: Елизавета — родственница девы Мариии и мать Иоанна Крестителя. Когда Елизавета ожидала ребёнка, к ней пришла дева Мария, которой архангел Гавриил возвестил о предстоящем у неё рождении сына божьего. Младенец «взыграл во чреве» Елизаветы, и она поняла, что перед ней будущая мать спасителя и приветствовала Марию как «благословенную между жёнами»).
Разговор их передан мастерски. Мария полна спокойствия и ясности. Елизавета всматривается в неё пристально, как бы желая прочесть великую тайну. Мария не кажется очень молодой.
Естественность поз, точность жеста (сон св. Мартина).
Разнообразие человеческих судеб и индивидуальностей (св. Федор, св. Винцент, св. Модеста). Федор — разные ракурсы — разное выражение лица. Постановка фигуры абсолютна свободна.
Шартрский собор был освящён в 1260 г. Статуи были раскрашены.

Стремление к красоте присуще готическому искусству вплоть до конца XIII века. Высшим его проявлением был готический храм с его единством архитектурного образа, включавшим в себя как пластическое, так и чисто живописное убранство. Поскольку культура средневековья была культурой религиозной, поиски гармонии, не отрицая прелести земной жизни, была мечтой о более прекрасном «небесном Иерусалиме».
К шедеврам ранней французской готики принадлежит Собор Парижской Богоматери. Он должен был быть грандиознейшим храмом столицы. Это было действительно одно из самых больших зданий того времени — пятинефная базилика вмещала до 9 тысяч человек. Строительство было начато в 1163 г. и завершено в основном в первых десятилетиях XIII века. В середине XIII в. были встроены боковые капеллы между контрфорсами и увеличены выступы трансепта, в конце XIII — начале XIV веков были завершены капеллы хора. Красивейшая часть собора — западный фасад, обладающий гармоничностью пропорций и спокойным равновесием масс. От зданий зрелой французский готики собор отличается большей массивностью форм. Гладь стены западного фасада не замаскирована кружевом каменной резьбы, а толстые столбы центрального нефа подчёркивают тяжесть лежащих на них сводов. Башни фасада несколько грузны, а скульптурный декор строго локализован. Чрезвычайно тонкой работы роза фасада, вероятно конца 1220-х годов, — единственное, что сохранилось от витражей XIII века. Мало что осталось и от скульптуры Собора Парижской Богоматери, наполненной уникальным чувством живой природы: даже традиционные пальметки и аканты заменены здесь изображениями листьев каштана и дуба.

Соперничая с Собором Парижской Богоматери, восхищает своим внешним обликом Реймский собор. Он не избежал наслоений последующих веков, но талантливейший мастер XV века завершал башни собора. В удивительной гармонии со всем массивом здания, высокие и мощные, вместе с тем легко и просто высятся они на фоне неба своими кубическими формами, прорезанными узкими вертикальными пролётами. Башенки по углам смягчают резкость контуров. Собор настолько выше всего окружающего, что главная его масса рисуется на фоне проходящих облаков и в такие минуты точно движется. К новшествам Реймского собора принадлежат пинакли над порталами, окнами и галереей фасада, в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов. Этим в полной мере завершается композиционное оформление интерьера готических соборов.
Реймский собор, начатый в 1211 г. и законченный в XV в., — памятник эпохи расцвета готического стиля во Франции. Он стал царством скульптуры.
На его аркбутанах в лёгких беседках как бы нашли приют ангелы, готовые снова взлететь. Фигуры королей, стоящих в ряд на самой высокой галерее собора, охраняли его денно и нощно. Святые у врат беседовали между собой. На балюстраде, венчающей капеллы абсиды, — разные животные. Живые головы появились на консолях в потаённых уголках. Реймский собор полон неожиданностей. И всё время кажется,что чего-то недоглядели. И действительно — многое исчезло во время первой мировой войны.
В скульптурной артели Реймса преобладали мастера-интеллигенты, вносившие в свои работы более сложное, часто глубокое, но и подчас противоречивое мировоззрение.
Знаменитая группа «Посещение Марией Елизаветы» вызвала в своё время много споров, её даже пытались относить к эпохе Ренессанса или к XVIII веку. Общее впечатление от группы удивляет зрителя, потому что её античный характер бросается в глаза. Мария необычайно жизненна. Издали при общем взгляде, голова её кажется полной величавого спокойствия. Лицо в фас полно грусти и даже как бы вопроса, в три четверти выражение грусти усиливается, сменяясь в профильном повороте просветлённой покорностью.
«Классическое» направление готической скульптуры не было долговечным. Гораздо большее значение для эволюции готической скульптуры имели возникшие в середине XIII века новые тенденции. Ангел из «Благовещения». Живописно ниспадающие одежды, элегантность удлинённых фигур с маленькими головами, изящество поз и жестов придают фигурам почти светский облик. С этого времени улыбка становится почти обязательной. В ней отражается свет новой религии, более человечной и более доступной. Мир есть откровение Господне, а потому каждая его деталь достойна изображения. Красота, пропорция и гармония — путеводная нить к постижению всесовершенства Бога. Готическая скульптура отмечается новой силой чувства как в жестах, так и в выражении, что было неизвестно и непригодно для прежнего священного искусства. Перед нами человеческие существа, понятые как личности, а не как символы человечества, подразделяемые лишь на спасённых праведников и проклятых грешников. Реализм, основанный на наблюдении, служит здесь для выражения радости и экстаза, озаряющих черты небесного вестника, оживлённого раскрытием губ и мягкой моделировкой щёк.
Но эта улыбка таила и опасность: становясь общим местом, мало варьируясь в оттенках, она придаёт поздним скульптурам общность выражения и черты манерности.
Одним из самых совершенных творений зрелой французской готики является верхняя церковь Сент-Шапеля в Париже (1245-1248), служившая дворцовой церковью французских королей. Святая капелла была построена для тернового венца, хранившегося прежде в Константинополе и проданного византийским императором Болдуином II Людовику IX. К венцу были присоединены и другие реликвии, приобретённые на Востоке. Как хранилище величайшей реликвии, капелла должна была быть исключительно прочной и простоять века. Материалом для неё послужил особенно ценившийся твёрдый песчаник, кладки камней были скреплены железными креплениями.
Нижняя капелла похожа на крипту. Она как бы поддерживает верхнюю капеллу, общее впечатление от неё причудливо и фантастично благодаря низко опущенным сводам с нервюрами и множеству колонн. Но переступив порог верхней капеллы, посетитель бывает ошеломлён. Поражает внутреннее пространство, гармонично замкнутое широкими арками, смыкающимися в нервюрах свода, и отделённое от внешнего мира тонкой преградой цветных стёкол. Огромные окна начинаются на высоте около 2 метров и доходят до сводов. Эти окна сплошь заняты витражами, что превращает капеллу в подобие драгоценного ларца. «Богатые сумерки, затопляющие святую капеллу, полны глубокой поэзии» (Маль). Роль камня сведена к минимуму. Стройная и полновесная форма внешнего вида капеллы сочетается с иллюзорной лёгкостью её внутреннего облика. Здание величайшей роскоши, Святая капелла является законченным образцом элегантной сдержанности.
Говорить о скульптурном декоре трудно (не характерность и полуутраченность). Стр.52. Фигуры апостолов.
В 1284 г. обрушиваются своды собора в Бове, вознесённые на 48 м. Выше соборы уже не строились. Постройка соборов останавливается в Нарбонне в 1286 г., в Кёльне в 1322, в Сиене в 1366 г. Строительная деятельность во Франции заметно стихает во время Столетней войны (1337-1453). Основные усилия направлены на окончание строительства и убранство церквей, начатых в предыдущее столетие. В поздней готике Франции (XV в.) декоративные формы приобретают прихотливый, затейливый характер. Резьба становится всё более сложной и вычурной, линии каменных оконных переплётов начинают изгибаться, придавая проёмам подобие язычков пламени, поэтому позднюю готику называют иногда «пламенеющей».
Замок феодала усиленно декорируется и к концу XV в. сменяется дворцом. Впрочем, к этому времени никто, кроме королевской семьи, и не мог строить замки. В городах, тоже в формах готики, строятся ратуши и дома и дворцы богатых граждан.
Книга уподобляется собору. Текст располагается вытянутыми колонками. Многофигурные композиции включаются в орнамент или в заглавные буквы. Страница расцвечивается яркими красными и синими буквами, оживляется блёстками золота и мелким пестрящим рисунком готического шрифта. Беспокойный, угловатый ритм.
Франция становится центром европейской миниатюры, история которой отчётливо распадается на два периода в XIII веке: до 50 года и после. Первый период находится под влиянием искусства витража в композиции и цвете. Второй вводит в книжную иллюстрацию элементы готической архитектуры.
XIV век — мастерская Жана Пюсселя: он оформляет полосу текста расположенными на полях побегами терновника, среди которых порхают птицы, стрекозы, бабочки, ползают улитки, прыгают обезьяны. В конце XIV века миниатюры превращаются в крошечные картины. Начало XV века — братья Лимбурги.