ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ
XV-XVI ВЕКОВ
(окончание)
Редакция автора от 30.XII.1999
СТВОРЧАТЫЙ АЛТАРЬ
Алтарём назывался первоначально жертвенник; в христианских храмах это стол, на котором совершается таинство Евхаристии освящения хлеба и вина. Начиная с XII века, по мере того, как усложняется обряд, алтарный стол начинает украшаться. Необходимым становится алтарный образ. Сначала это лишь небольшая икона, стоящая на столе. Постепенно алтарный образ становится всё больше по размерам и включает в себя уже множество священных изображений. В Северной Европе (Германия, Нидерланды) в конце XIII века возникает тип створчатого (крылатого) алтаря апофеоз средневекового религиозного чувства. Алтарный стол становился местом священного действия лишь в момент богослужения, створчатый же алтарь всегда обращён навстречу верующему. Он нагляден и понятен священная легенда описывается в нём всё более подробно. При этом он может менять свой облик. В будние дни он встречает приходящих закрытыми створками либо вовсе без украшений, либо со скромной росписью, либо (поздние алтари) росписью на темы Страстей Христовых. В воскресенье открываются первые створки с росписью и матовой позолотой. По большим праздникам, когда открываются вторые створки, доступно взору содержание центральной части, наиболее торжественное, красочное и украшенное чистым золотом.
В отличие от других украшений храма, например, алтарной преграды или скульптуры, алтарь-складень почти независим от архитектуры: у него нет постоянного узаконенного каноном места. Он может быть установлен в хоре, под средокрестьем, в капелле, у стоба, в простенке нефа. Его можно даже перенести. Прежнее единство скульптуры с архитектурой разрушено, но создано новое единство живописи и скульптуры, цвета и объёма.
Алтари изготавливались в скульптурной мастерской, как правило, по заказу. Заказчик определял всё: размеры и материалы, форму и сюжеты. Единственное, в чём он был снисходителен во времени исполнения. Даже сравнительно небольшие композиции выполнялись год-два, масштабные многие годы.
В работе были заняты многие мастера: столяр делал короб, основания створок и орнаментальные мотивы; скульптор вырезал статуи и рельефы; специальный мастер (Fassmaler) раскрашивал скульптуры; живописец (Tafelmaler) расписывал створки; золочение и серебрение доставалось на долю другого специалиста; слесарь навешивал створки.
Центральная часть (короб) могла быть и скульптурной, и живописной. Скульптурные алтари были двух типов: нидерландские со множеством сцен и фигур в коробе, связанных действием, и швабские (южногерманские) с большими неподвижными фигурами, стоящими в ряд и обращёнными лицом к молящемуся.
В XV веке между алтарём и коробом появляется как бы нижний этаж пределла, тоже с коробом и створками. Сверху алтарь дополняется навершием в виде готических башенок и шпилей со множеством статуй. Сооружения принимают внушительный вид. Общая высота их может превышать 10 метров, ширина с раскрытыми створками больше 5 метров, а фигуры в коробе быть выше человеческого роста. Такие алтари поражают воображение не случайно их любили заказывать паломнические церкви и богатые монастыри, пытаясь привлечь как можно больше верующих.
XV век стал лебединой песней торжественного великолепия створчатых алтарей. В первой четверти века XIV их эпоха закончилась.
Были тому внешние причины протестантизм с его в лучшем случае безразличием к искусству перекрыл заказы.
Были и внутренние причины художественная форма изжила себя и была доведена до абсурда. Виртуозность превратилась в мелочность, эмоциональность фигур выродилась в изображение состояний, граничащих с душевным недугом, размеры превзошли все разумные пределы. Высота алтаря вместе с пределлой и надстройкой могла превышать 20 метров, высота короба оказывалась больше 20 метров. Утопающий в декоре пламенеющей готики, алтарь начала XIV века стал подобен буйно заросшему запущенному саду. Изменившееся религиозное чувство человека иного времени требовало уже иного.
БИБЛИОГРАФИЯ
- 1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.-Л. Т. 2. 1949
- 2. Бенуа А.Н. История живописи всех времён и народов.Т.2. М., 1912
- 3. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973
- 4. Вельфлин Г. Альбрехт Дюрер. Мюнхен, 1923
- 5. Вельчинская И.Л. Альбрехт Альтдорфер. М., 1977
- 6. Гершензон-Чегодаева Н. Альбрехт Дюрер. М., 1964
- 7. Дворжак М. Очерки по истории средневековья. М., 1934
- 8. История искусства зарубежных стран. Под ред. Ц.Г.Нессельштраус. М., 1982
- 9. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972
- 10. Либман М.Я. Искусство Германии XV и XVI веков. М., 1964
- 11. Либман М.Я. Немецкая скульптура в 1350-1550 годах. М.
- 12. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства. М.
- 13. Львов С. Альбрехт Дюрер. М., 1977
- 14. Мастера искусства об искусстве. Т.2. М., 1966
- 15. Мутер Р. Из истории искусства. С-Пб., 1904
- 16. Недович Д. Апокалипсис Дюрера. М., 1915
- 17. Немилов А. Ганс Гольбейн Младший. М., 1962
- 18. Немилов А. Грюневальд. М., 1972
- 19. Немилов А. Лукас Кранах Старший. М., 1973
- 20. Нессельштраус Ц. Дюрер. Л.-М., 1961
- 21. Сидоров А.А. Ганс Гольбейн Младший. М., 1933
- 22. Сидоров А.А. Дюрер. М., 1937
- 23. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII веков. М., 1991
- 24. Шаде В. Кранахи - семья художников. М., 1987